Методические материалы, одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, методические рекомендации, обзоры, разъяснения и иные документы, подготовленные Минтрудом России
Письмо Минтруда России № 18-2/10/В-12085 от 16 декабря 2020 г
Методические материалы по вопросам применения Федеральных законов от 26 июля 2019 г. № 228-ФЗ и от 26 июля 2019 г. № 251-ФЗ
Письмо Минтруда России № 18-2/10/В-2575 от 11 апреля 2018 г.
Федеральные государственные органы
Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Организации
Центральный банк Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках оказания консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции сообщает следующее.
Антикоррупционным законодательством Российской Федерации для отдельных категорий лиц установлены запреты:
- приобретать ценные бумаги в случае, если владение такими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов;
- прямо и косвенно владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В целях исключения нарушения указанных запретов при открытии таким лицам индивидуального инвестиционного счета необходимо учитывать следующее.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 10.2-1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон № 39-ФЗ) индивидуальный инвестиционный счет – счет внутреннего учета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг клиента – физического лица, обязательств по договорам, заключенным за счет указанного клиента, и который открывается и ведется в соответствии со статьей 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ индивидуальный инвестиционный счет открывается и ведется брокером или управляющим на основании отдельного договора на брокерское обслуживание или договора доверительного управления ценными бумагами, которые предусматривают открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета (далее также – договор на ведение индивидуального инвестиционного счета).
Пунктом 8 статьи 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ предусмотрено, что по договору на ведение индивидуального инвестиционного счета допускается передача клиентом профессиональному участнику рынка ценных бумаг только денежных средств, за исключением случая прекращения одного договора на ведение индивидуального инвестиционного и заключения нового договора (пункт 4 статьи 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ).
Договор на ведение индивидуального инвестиционного счета предусматривает, что приобретаемые ценные бумаги становятся собственностью клиента.
Одновременно стоит учитывать, что абзац второй пункта 9 статьи 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ допускает возможность приобретения на организованных торгах российского организатора торговли ценных бумаг иностранных эмитентов за счет имущества, учитываемого на индивидуальном инвестиционном счете.
В этой связи лицам, на которых антикоррупционным законодательством Российской Федерации распространяются вышеуказанные запреты, при заключении договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета необходимо исключить приобретение профессиональным участником рынка ценных бумаг в интересах таких лиц ценных бумаг:
- владение которыми приводит или может привести к конфликту интересов;
- являющихся иностранными финансовыми инструментами.
Дополнительно отмечаем, что в случае представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее – справка), сведения об открытом индивидуальном инвестиционном счете указываются в разделе 4 справки.
Также в разделе 5 справки подлежат отражению сведения об имеющихся на отчетную дату ценных бумагах.
Одновременно указываем, что предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации инвестиционные налоговые вычеты не подлежат отражению в разделе 1 справки.
Просим довести указанную информацию до сведения заинтересованных лиц и учитывать при применении законодательства о противодействии коррупции.
Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации
А.А. Черкасов
Письмо Минтруда России № 18-2/10/В-877 от 9 февраля 2018 г.
Федеральные государственные органы
Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Организации
Центральный банк Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках оказания консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции по итогам проведенного 2 февраля 2017 г. совещания с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и участников рынка страхования по вопросу заключения договоров инвестиционного страхования жизни отдельными категориями лиц, на которых распространяется запрет, предусмотренный Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), сообщает следующее.
Определение понятия «иностранные финансовые инструменты» предусмотрено частью 2 статьи 1 Федерального закона № 79-ФЗ.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1) под страхованием понимаются отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных средств, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховую премию (страховой взнос) в установленные договором сроки.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 32.9 Закона № 4015-1 страхование жизни с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика является одним из видов страхования в Российской Федерации.
Статьями 25 и 26 Закона № 4015-1 предусмотрено, что страховщики обязаны инвестировать собственные средства (капитал) и средства страховых резервов на условиях диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности, которые являются, в том числе гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков в целях выполнения своих обязательств перед страхователями. Таким образом, осуществление инвестиционной деятельности является необходимым условием деятельности страховщика.
При этом активы, в которые инвестированы средства страховых резервов и капитала, являются собственностью страховщиков. В этой связи ни страхователь, ни застрахованное лицо, ни выгодоприобретатель не наделяются правами прямого и (или) косвенного владения финансовыми инструментами, в том числе иностранными, приобретаемыми страховщиками на средства страховых резервов и капитала.
Одновременно стоит отметить, что абзацем вторым пункта 3 статьи 3 Закона № 4015-1 предусмотрено, в частности, что правила страхования должны содержать для договоров страхования жизни порядок расчета выкупной суммы и начисления инвестиционного дохода, если договор предусматривает участие страхователя или иного лица, в пользу которого заключен договор страхования жизни, в инвестиционном доходе страховщика.
Правила страхования не предоставляют страхователю, застрахованному лицу и (или) выгодоприобретателю возможность совершать какие-либо юридически значимые действия в отношении рассматриваемых активов.
Таким образом, страхователь, застрахованное лицо и выгодоприобретатель не имеют возможности повлиять на действия страховщика в части инвестирования средств капитала и страховых резервов, так как страховщик по своему усмотрению распоряжается указанными средствами в установленном нормативными правовыми актами порядке.
В этой связи у страхователя, застрахованного лица и выгодоприобретателя не возникают права прямого и (или) косвенного пользования активами, в которые инвестированы средства страховых резервов и капитала страховщика.
Учитывая вышеизложенное, по итогам проведенного совещания решено, что заключение договоров инвестиционного страхования жизни лицами, указанными в части 1 статьи 2 Федерального закона № 79-ФЗ, не приводит к нарушению запрета владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Просим довести указанную информацию до сведения заинтересованных лиц и учитывать при применении законодательства о противодействии коррупции.
Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации
А.А. Черкасов
Критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № Пр-2689 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30 октября
На основе предложений федеральных государственных органов и высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поступивших в соответствии с письмом Минтруда России от 13 ноября 2015 г. № 18-2/10/П-7073, судебной практики по рассмотрению дел о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений подготовлен Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (прилагается).
В этой связи, подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) рекомендуется использовать указанный обзор в своей деятельности.
Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки
Информация Минтруда России от 4 марта 2013 г.
«Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки»
(актуализирован в июле 2015 г., внесены дополнения по вопросу ответственности за подкуп иностранных должностных лиц)
I. Международные документы и действующее законодательство Российской Федерации в области противодействия коррупции, криминализации обещания дачи взятки или получения взятки, предложения дачи взятки или получения взятки
Российская Федерация реализует принятые обязательства во исполнение конвенций Организации Объединенных Наций, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, рекомендаций Совета Европы и других международных организаций. Сложившиеся на международном уровне антикоррупционные стандарты государственного управления распространяются на различные сферы правового регулирования, одной из которых является ответственность за коррупционные правонарушения.
Анализ международного опыта показывает, что на сегодняшний день широкое распространение получил подход, в соответствии с которым меры уголовной ответственности применяются не только за получение и дачу взятки, но и за обещание и предложение взятки, а также за просьбу о даче взятки и согласие ее принять. Соответствующие положения закреплены в «антикоррупционных» конвенциях и национальном законодательстве ряда зарубежных стран.
В соответствии со статьей 3 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., вступившей в силу для Российской Федерации с 1 февраля 2007 г., Россия взяла на себя обязательство признать в качестве уголовного правонарушения прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение какими-либо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещание такого преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.
Изменения, направленные на решение концептуальных проблем в области борьбы с коррупцией, были внесены в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ).
Вступившие в силу 17 мая 2011 г. изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ), предусматривают, что за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 миллионов рублей, что является основным видом санкции за преступления коррупционной направленности.
Уголовная ответственность за получение и (или) дачу взятки устанавливается также в отношении иностранных должностных лиц либо должностных лиц публичной международной организации.
Согласно пункту 2 примечания к статье 290 УК РФ под иностранным должностным лицом в указанной статье, статьях 291 и 291.1 УК РФ понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
УК РФ также включает норму, предусматривающую ответственность за посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ). Помимо непосредственной передачи взятки посредничество может представлять собой способствование достижению соглашения между взяткодателем и (или) взяткополучателем либо в реализации такого соглашения.
В части 5 статьи 291.1 УК РФ установлена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Санкции, предусмотренные пятой и первой частями статьи 291.1 УК РФ, показывают, что обещание взятки или предложение посредничества во взяточничестве законодательством признаются более опасными, нежели собственно посредничество.
Под коммерческим подкупом и взяткой в УК РФ понимается незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Кроме того, в статьях 204, 290, 291 УК РФ определены отягчающие обстоятельства, а также дифференцирована ответственность в зависимости от размера взятки. Сумма взятки, как правило, пропорциональна значимости используемых полномочий и характеру принимаемого решения.
В примечаниях к статье 291 УК РФ представлен перечень обстоятельств, требующих освобождения взяткодателей от уголовной ответственности. Лицо может быть освобождено от ответственности, «если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления».
Вместе с тем, пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» рекомендовано обратить внимание судов на то, что совершение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за взятку либо незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе действий (бездействие), образующих самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступлений, предусмотренных статьей 290 и частями 3 и 4 статьи 204 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п.
Для повышения эффективности административной ответственности, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции, также внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Так, в частности, Федеральным законом № 97-ФЗ введена статья 19.28 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Определение иностранного должностного лица и должностного лица публичной международной организации приведено в пункте 3 примечания к статье 19.28 КоАП РФ и совпадает с определением, закрепленным в пункте 2 примечания к статье 290 УК РФ.
В рамках реализации Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок в отношении случаев привлечения к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц необходимо учитывать положения нормативных правовых актов ряда зарубежных государств, посвященные противодействию коррупции, имеющих экстерриториальное действие. Такого рода нормативные правовые акты устанавливают санкции за совершение коррупционных правонарушений, которые могут быть применены государством за преступление, совершенное вне его пределов, при условии, что лицо, совершившее преступление, имеет с государством определенную, юридически закрепленную связь.
Наиболее известные нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие, категории субъектов, на которые они распространяются, и условия привлечения их к ответственности приведены в Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (/ministry/anticorruption/Methods).
Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, также является неприемлемым для государственных служащих, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.
Для предупреждения подобных негативных последствий лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной службы, должности муниципальной службы, должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее – служащие и работники), следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции определена приоритетность мер по ее профилактике.
Особая роль в организации работы по данному направлению отводится подразделениям или должностным лицам, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений в органах государственной власти, местного самоуправления и организациях. В целях методической поддержки их деятельности подготовлен комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению служащими и работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки (далее – комплекс мер).
Мероприятия, включенные в комплекс мер, рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:
1) информирование служащих и работников об установленных действующим законодательством Российской Федерации, международным и зарубежным законодательством уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, в том числе за подкуп иностранных должностных лиц;
2) разъяснение служащим и работникам порядка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности об уведомлении представителя нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
3) закрепление в локальных правовых актах этических норм поведения служащих и работников, процедур и форм соблюдения служащими и работниками ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции;
4) обеспечение открытости деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и иных организаций, включая внедрение мер общественного контроля;
Основными задачами осуществления комплекса мер являются:
а) формирование в органе государственной власти, местного самоуправления, государственном внебюджетном фонде, организации негативного отношения к поведению служащих, работников, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки;
б) организация исполнения нормативных правовых актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
в) обеспечение выполнения служащими, работниками, юридическими и физическими лицами норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
II. Комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки
1. Информирование служащих и работников об установленных действующим законодательством Российской Федерации, международным и зарубежным законодательством уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, в том числе за подкуп иностранных должностных лиц.
Реализацию данного направления рекомендуется осуществлять посредством:
- проведения серии учебно-практических семинаров (тренингов);
- разработки методических рекомендаций и информационных памяток об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
1.1. В рамках серии учебно-практических семинаров является целесообразным рассмотрение следующих вопросов.
1) Понятие взятки. Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что в соответствии с действующим законодательством предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 6)).
2) Понятие незаконного вознаграждения. Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что помимо понятия взятка в действующем российском законодательстве используется такое понятие как «незаконное вознаграждение от имени юридического лица».
В соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
За совершение подобных действий к юридическому лицу применяются меры административной ответственности вплоть до штрафа в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.
3) Понятие покушения на получение взятки. Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся получить предмет взятки или подкупа, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе (пункт 11 Постановления Пленума ВС РФ № 6).
4) Участие родственников в получении взятки. Необходимо указать, что, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.
5) Понятие вымогательства взятки. Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ № 6).
6) Подкуп иностранных должностных лиц. Государственным органам и служащим, а также организациям и их работникам следует принимать во внимание, что к ним могут применяться нормы и санкции, установленные не только российским, но и зарубежным антикоррупционным законодательством. Рядом зарубежных государств приняты законодательные акты по вопросам борьбы с коррупцией и взяточничеством, имеющие экстерриториальное действие. Организациям, зарегистрированным и (или) осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, попадающим под действие таких нормативных правовых актов, следует учитывать установленные ими требования и ограничения. Ознакомиться с зарубежным законодательством, касающимся подкупа иностранных должностных лиц, рекомендуется также должностным лицам в случае их командирования или при исполнении своих должностных обязанностей в представительствах государственных органов за рубежом.
7) Исторические материалы по вышеуказанным вопросам, изложенным в Своде законов Российской Империи (Том III).
1.2. Также необходимо обеспечить усиление информационной (просветительской) работы органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и организаций по ключевым вопросам обозначенного направления.
Так в частности предлагается подготовить памятки для служащих и работников по следующим вопросам:
1) уголовная ответственность за получение и дачу взятки», в которой изложить вопросы применения мер уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мер административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица;
2) сборник положений нормативных правовых актов, регулирующих вопросы применения ответственности за получение и дачу взятки и незаконного вознаграждения, в том числе: статьи 290, 291, 291.1 УК РФ; статьи 19.28 КоАп РФ; пункты 9, 11, 15 Постановления Пленума ВС РФ № 6.
Памятки представляется целесообразным сформулировать на основе типовых жизненных ситуаций. Они должны быть краткими, написанными доступным языком без использования сложных юридических терминов. Также в памятки необходимо включить сведения для правильной оценки соответствующей жизненной ситуации (например, разъяснять, что понимается под взяткой), порядок действий в данной ситуации, ссылки на соответствующие положения нормативных правовых актов.
2. Разъяснение служащим и работникам порядка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности об уведомлении представителя нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Обеспечение информирования служащих и работников об установленных действующим законодательством о противодействии коррупции ограничениях, запретах, обязанностях и принципах служебного поведения целесообразно осуществлять применяя следующие меры.
2.1. В рамках учебных семинаров (бесед, лекций, практических занятий) следует разъяснять процедуры и формы соблюдения требований к служебному поведению, а также этические нормы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.
В части организации семинаров (бесед, лекций, практических занятий) необходимо рассмотреть следующие вопросы.
1) Порядок уведомления служащего и работника о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения.
В ходе семинара, требуется:
а) напомнить служащим и работникам, что уведомление представителя нанимателя (работодателя) о склонении к коррупционным правонарушениям является их обязанностью;
б) указать служащим и работникам на то, что уведомление обо всех ситуациях склонения к коррупционным правонарушениям может привести к сокращению числа случаев предложения и дачи взятки, т.к. позволяет выявить недобросовестных представителей организаций и иных граждан, взаимодействующих с государственным органом, государственным внебюджетным фондом или организацией;
в) разъяснить порядок направления и рассмотрения уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям, утвержденный государственным органом, государственным внебюджетным фондом, организацией.
2) Порядок урегулирования конфликта интересов.
В ходе семинара, необходимо:
а) указать служащим и работникам на то, что в целом ряде случаев совершение ими определенных действий не только приводит к возникновению конфликта интересов, но и может восприниматься окружающими как согласие принять взятку. Речь идет, в том числе, о следующих ситуациях:
- служащий или работник ведет переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) указанных лиц;
- родственники служащего или работника устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду его из решений или действий (бездействия);
- родственники служащего или работника соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.;
б) напомнить служащим и работникам, что письменное информирование представителя нанимателя (работодателя) о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, является их обязанностью;
в) обсудить со служащими и работниками типовые ситуации конфликта интересов и порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности.
3) Действия и высказывания, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
В ходе семинара, является целесообразным, в частности:
а) обсудить со служащими и работниками слова, выражения и жесты, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки и указать на необходимость воздерживаться от употребления подобных выражений при взаимодействии с гражданами.
К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.
б) указать служащим и работникам на то, что обсуждение определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий служащих и работников, может восприниматься как просьба о даче взятки.
К числу таких тем относятся, например:
- низкий уровень заработной платы служащего, работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
- желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
- отсутствие работы у родственников служащего, работника;
- необходимость поступления детей служащего, работника в образовательные учреждения и т.д.
в) указать служащим и работникам, что определенные исходящие от них предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки.
Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой государственного служащего, работника.
К числу таких предложений относятся, например предложения:
- предоставить служащему, работнику и/или его родственникам скидку;
- воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;
- внести деньги в конкретный благотворительный фонд;
- поддержать конкретную спортивную команду и т.д.
г) разъяснить служащим и работникам, что совершение ими определенных действий, может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.
К числу таких действий относятся, например:
- регулярное получение подарков, даже (если речь идет не о государственном гражданском служащем) стоимостью менее 3000 рублей;
- посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего или работника.
2.2. Также действенной мерой по данному направлению может стать подготовка и распространение среди служащих и работников памяток и иных методических материалов, содержащих разъяснения по ключевым вопросам, к которым, в частности, следует отнести:
1) уведомление о склонении к коррупции. В памятке следует описать порядок действий служащего или работника при склонении его к коррупционным правонарушениям;
2) о типовых случаях конфликтов интересов и порядок их урегулирования;
3) поведение, которое может быть воспринято как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, в которую включить описание выражений, тем для разговора, предложений и действий, указанных в подпункте 3) раздела 2 настоящего комплекса мер.
3. Закрепление в локальных правовых актах этических норм поведения служащих и работников, процедур и форм соблюдения служащими и работниками ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.
При организации мероприятий по обозначенному направлению следует обратить внимание на необходимость своевременной регламентации локальными правовыми актами процедур и форм соблюдения служащими и работниками требований к служебному поведению.
На начальном этапе разработки акта, рекомендуется обеспечить информирование государственных (муниципальных) служащих о возможности участия в его подготовке. Для обсуждения полученных замечаний и предложений служащих или работников по проекту локального правового акта при необходимости проводить рабочую встречу с работниками или служащими.
В отношении принятых внутренних правовых актов рекомендуется не реже одного раза в год проводить обсуждения практики применения локальных правовых актов со служащими и работниками органа государственной власти, местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда и организации. В ходе встречи предлагается обсуждать, прежде всего, те трудности, с которыми служащие и работники сталкиваются на практике при реализации тех или иных положений правовых актов (представление сведений о доходах, расхадах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; определение наличия личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и т.д.). По итогам указанных обсуждений следует актуализировать положений локальных правовых актов.
К вопросам, которые необходимо регламентировать локальными правовыми актами, в частности следует отнести вопрос о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах склонения к коррупционным правонарушениям.
При разработке указанного акта о порядке уведомления о фактах склонения служащего или работника к совершению коррупционного правонарушения уделить особое внимание механизмам защиты заявителей. Наличие эффективных механизмов защиты будет стимулировать служащих и работников не только отказываться от предложений взятки, но и сообщать о лицах, ее предложивших.
В связи с этим необходимо, в частности:
- закрепить требования о конфиденциальности информации о личности заявителя;
- установить режим доступа к журналу входящей корреспонденции, содержащему данные, позволяющие идентифицировать личность заявителя;
- включить в этический кодекс государственного органа, государственного внебюджетного фонда и организации положение о том, что служащие и работники должны воздерживаться от поведения (высказываний, жестов, действий), которое может быть воспринято окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
4. Обеспечение открытости деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и иных организаций, включая внедрение мер общественного контроля.
В число мер по реализации данного направления необходимо включить следующие.
Разместить в местах предоставления государственных услуг и в иных служебных помещениях, где на регулярной основе осуществляется взаимодействие граждан с организациями объявления (плакаты), указывающие на то, что:
- дача взятки должностному лицу наказывается лишением свободы.
- предложение должностному лицу денег или имущества, а также выгод или услуг имущественного характера могут быть истолкованы как покушение на дачу взятки;
- государственному служащему запрещается принимать подарки в связи с исполнением служебных обязанностей вне зависимости от стоимости подарка.
Разместить на официальном сайте государственного органа, государственного внебюджетного фонда и организации, распространить в электронной и в печатной форме памятки и иные методические материалы для служащих и работников.
Обеспечить возможности для граждан и организаций беспрепятственно направлять свои обращения в федеральный государственный орган (информация о работе «горячей линии», «телефона доверия», отправке почтовых сообщений, форма по отправке сообщений граждан и организаций через официальный сайт). Обращение гражданина может быть составлено в виде электронного документа и подписано электронной подписью.
Оборудовать места предоставления государственных услуг средствами, позволяющими избежать проявлений служащими и работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки. бежать проявлений служащими и работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.